Вероника
Вероника
Нижний Тагил
Веронике сейчас 4 года. Она родилась и живет с родителями
в Нижнем Тагиле (Свердловская область).
У девочки диагностированы ДЦП спастический тетрапарез и порэнцефалическая киста как итог ВЖК 4 степени, эпилептиформная активность.
В 2020 году Вероника стала участником проекта «Маршрут здоровья особого ребенка», в рамках которого специалистами Центра медицинских технологий и реабилитации была организована дистанционная мультидисциплинарная комиссия. В консилиуме участвовали физический терапевт, специалист по мягким мануальным практикам, логопед-дефектолог.

В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Вероники выявлены следующие проблемы:

• отсутствие правильно организованной позы сидя в течении дня, ТСР не адаптировано по антропометрическим замерам, нет необходимых аксессуаров;

• миграция головок бедренных костей по индексу Реймерса – 20% на правой ноге, 25% – на левой ноге;

• длительный перерыв в реабилитации.

Вероника сидит в детском стульчике для кормления, корпус и голову не держит. При отсутствии организованной позы возможно ухудшение, а также развитие вторичных осложнений – изменение осанки, ухудшение ситуации с тазобедренными суставами, нарушение работы внутренних органов и систем.

Девочка самостоятельно не стоит без опоры. Стоит в переднеопорном вертикализаторе RTX. Необходимо настроить вертикализатор под индивидуальные параметры. С учетом уровня контроля корпуса рекомендована заднеопорная вертикализация. При отсутствии организованной позы возможно изменение осанки, риск вторичных нарушений.

Вероника самостоятельно не ходит. Нет опоры на стопу. Отсутствует ортопедическая обувь с высоким голеностопом.

Во время онлайн-консультации физический терапевт установил, что у девочки неправильное положение сидя (без учета индивидуальных параметров), она может выполнять самостоятельно переходы из положения сидя в положение стоя с поддержкой.

Рекомендации физического терапевта реабилитационного центра ЦМТР:

1. Организовать правильную позу сидя в комнатной кресле-коляске. Контроль положения сидя. В этой позе развивать равновесие сидя, опорность на стопы.

2. Тренировать функции рук, включая опору на руки и предплечья.

3. Развивать силовые способности и выносливость при правильно организованной позе, чтобы Вероника могла сама преодолевать собственный вес, а также внешнее сопротивление.

Физический терапевт отметила, что самое важное не допустить пребывания Вероники в опасных двигательных движениях, в неправильной позе сидя или стоя, что ухудшит состояние в будущем.

Также были даны рекомендации специалиста по мягким мануальным практикам реабилитационного центра ЦМТР. Они заключаются в следующем:

1. Выполнять пассивную, пассивно-активную суставную гимнастику. Суставная гимнастика положительно влияет не только на суставы, но и на силу мышц, особенно при пассивно-активных движениях, когда Вероника участвует в движении и можно регулировать силу сопротивления.

2. Обратиться к ортопеду по поводу ортезов с шарнирами.

3. Сделать снимки ТБС через 6 месяцев.

В результате онлайн-обследовании ребенка логопедом-дефектологом, было выявлено, что у девочки присутствует задержка речевого развития. Со слов мамы, у Вероники под вопросом понимание обращенной речи. Речь не использует. Пьет самостоятельно из бутылочки, жует в основном перетертую пищу.

Рекомендации логопеда-дефектолога 
реабилитационного центра ЦМТР:

1. Стимулирующий логопедический массаж мимической мускулатуры, шейно-воротниковой зоны и языка.

2. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

3. Альтернативная дополнительная коммуникация.

Участниками консилиума был выработан следующий план действий:

1. Консультация со специалистом по ИПРА. Необходимо назначение технических средств реабилитации не просто «специальных», а адаптивных, подходящих именно Веронике. Все ТСР должны быть с возможностью тонкой настройки под параметры ребенка и выполнять свою функцию.

2. Занятия со специалистом по мягким мануальным практикам и суставная гимнастика.

3. Консультация физического терапевта.

4. Занятия с логопедом дефектологом.

В рамках реализации выработанного мультидисциплинарной комиссией плана действий с Вероникой было проведено занятие с логопедом-дефектологом, в процессе которого продолжилась диагностика речевых возможностей ребенка по Матрице коммуникаций, а также было проведено занятие, на котором решались следующие задачи:

1. Проведение диагностики активных коммуникативных навыков ребенка по матрице коммуникаций и выстраивание целей в зависимости от тех функций, что находятся в ЗБР ребенка.

2. Обучение мамы основным приемам ИВ, базальной стимуляции.

3. Обучение мамы привлечению внимания ребенка на вспомогательные картинки путем распределения их на рабочей поверхности (рабочем столе).

4. Обучение мамы формировать умение ребенка осознавать схему собственного тела посредством упражнений интенсивного взаимодействия.

5. Обучение мамы основным приемам обучения умения ребенка понимать смысл глаголов «покажи», «дай»; частицы «на».

6. Закрепление навыков принятия правильной позы сидя для активизации внимания и увеличения целенаправленных движений.

7. Обучение мамы формированию у ребенка мотивации к общению, учебной деятельности.

8. Обучение мамы основным принципам развития речи ребенка.

9. Обучение и закрепление теоретических данных и практических навыков для мамы с целью осознания ближайших учебных целей.

Задачи на занятии были полностью усвоены и проработаны в достаточной степени и по итогам проведения заданий логопед-дефектолог составил следующие рекомендации по работе с Вероникой:

1. Реализовать альтернативные и дополнительные способы коммуникации для дальнейшего формирования внутренней речи и для активизации внешней посредством картинок, символизирующих абстрактные значения «еще», «стоп», рутинные обозначения и особо любимые игрушки, а также использовать программу eye-tracker.

2. Дальнейшая работа с логопедом-дефектологом.

3. Для планирования дня ребенка, а также его адаптации в бытовых условиях (сон, кормление, активная деятельность, одевание на улицу и т.д.) нам потребуется постепенно включить визуальный календарь: для этого нужно сфотографировать основной режим дня ребенка, например, фото кровати означает «сон», фото ложки и тарелки – «обед», фотография ЦМТР – едем на реабилитацию, фотография бутылочки – «пить» и предъявлять в течение дня, затем давать делать выбор Веронике в различные режимные моменты, например перед кормлением дать две карточки бутылочки и тарелочки, увидеть перевод взгляда на нужную картинку и дать то, что попросил ребенок.

Рекомендации с иллюстрациями были предоставлены маме Вероники.

Также в процессе реализации плана действий была проведена индивидуальная консультация с физическим терапевтом.

По результатам проведения онлайн-консультации, сформулированы следующие рекомендации:

1. Очень важно хорошо усвоить последовательность движений при перемещении, перемещение через двигательные переходы.

2. Через правильные поддержки – ребенок учится движению.

3. Для детей двигательные переходы являются очень трудной задачей, поэтому как правило ребенка перемещают пассивно. Даже если ребенок не может выполнить двигательный переход, мы должны максимально правильно воспроизвести двигательный паттерн, соответствующий двигательному переходу.

Это важно. Во-первых, такой паттерн движения соответствует анатомии и биомеханике нашего тела, следовательно, у Вероники больше шансов учувствовать в движении. Во-вторых, снижается риск вызвать неприятные ощущения. В-третьих, Вероника получает сенсорную стимуляцию максимально соответствующую нормальному движению, а это способствует развитию контроля за движением. И самое главное – правильное перемещение максимально безопасно для здоровья взрослого и ребенка. Управление телом – это процесс координации работы тела и отдельных его частей с помощью сигналов, посылаемых мозгом.