Вера
Вера
Иркутская область
Вера родилась и живет с родителями в городе Ангарске Иркутской области. Сейчас девочке 2 года. У ребенка диагностированы гидроцефалия, киста левой лобно-теменной области, спастический квадрипарез.
В рамках проекта «Маршрут здоровья особого ребенка» специалистами Центра медицинских технологий и реабилитации была организована дистанционная мультидисциплинарная комиссия. В консилиуме участвовали физический терапевт, специалист по мягким мануальным практикам, логопед-дефектолог.

В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Веры выявлены следующие проблемы:

· девочка не ходит самостоятельно;
· самостоятельно не сидит, необходима поддержка сзади и сбоку;
· стоит на четвереньках при поддержке за таз;
· нет опоры на руки;
· нет опорности на стопы;
· риск возникновения контрактур нижних конечностей.

Вера переворачивается со спины на живот, с живота – на спину. Лежит на боку. Организована деревянная опора для сидения. Организована поза стоя в вертикализаторе «Березка», без разведения ног. Находится в вертикальном положении 2 раза в день по 10-20 минут.

В ходе онлайн-консультации физический терапевт установил, что уровень развития крупной моторики по шкале GMFCS у Веры – 4, а уровень развития по шкале MACS – 2.

  Девочка захватывает предметы в основном левой рукой. Начала использовать правую руку несколько месяцев назад. Не использует руки для опоры, даже если падает, то не выставляет руки.

  Специалистом по мягким мануальным практикам собрана дополнительная информация по состоянию суставов и позвоночника. У Веры снижена подвижность в голеностопных, коленных, плечевых, лучезапястных суставах. При отсутствии вертикализации снижается опорность на стопы, выворачивает стопу. Было рекомендовано выполнять суставную гимнастику, уделить внимание нижним конечностям.

В результате обследования логопедом-дефектологом было выявлено, что девочка самостоятельно не ест, не берет ложку в руки. Питается перетертой пищей. Пьет из поильника. Может взять соску, донести до рта. Принимает пищу в детском кресле для кормления. Понимает простые инструкции и вопросы. В основном общается с помощью жестов («пока», «дай»), мимики, языка тела. Произносит несколько слов: мама, папа, окончания слов «-ать» – гулять, играть, кушать. Просится в туалет. Отказ выражает телом (отворачивается).

 Логопед-дефектолог рекомендовал вводить альтернативную дополнительную коммуникацию.

Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:

1. Использовать вертикализатор. Правильное позиционирование обеспечит симметричную позу, осевую нагрузку, укрепление мышц спины и нижних конечностей, правильную нагрузку и укрепление скелета профилактику вторичных нарушений, опорность на стопы.
2. Организовать позу сидя в системе для сидения с адаптивно изменяемыми параметрами.
3. Соблюдать режим использования ортопедической обуви: во время вертикализации в позе сидя, во время кормления.