Василиса
Василиса
Удмуртия
Василисе 8 лет. Она родилась в Ижевске, живет с родителями в селе Завьялово Удмуртской республики. У девочки диагностированы гидроцефалия, эпилепсия.

В рамках проекта «Маршрут здоровья особого ребенка» специалистами Центра медицинских технологий и реабилитации была организована дистанционная мультидисциплинарная комиссия. В консилиуме участвовали физический терапевт, специалист по мягким мануальным практикам, логопед-дефектолог.

 В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Василисы выявлены следующие проблемы:

• девочка не ходит самостоятельно;
• правосторонний парез, не поддерживает симметричную позу;
• не лежит на животе из-за шунта, так как это доставляет неприятные ощущения.

Василиса лежит на спине. Лежит только на правом боку. Переворачивается из положения лежа на спине на бок, затем на живот.

Поза сидя организована в деревянном кресле. Самостоятельно не сидит, необходима поддержка спины и сбоку. Удерживает голову с 5 лет. Самостоятельно не сидит.

Поза стоя ранее поза была организована с помощью вертикализатора «Березка». В настоящий момент в наличие вертикализатор «Я могу». Поза несимметричная, невозможно зафиксировать стопы и таз. Из-за этого в настоящее время поза стоя не организована.

В ходе онлайн-консультации физический терапевт определил уровень развития крупной моторики у Василисы по шкале GMFCS – 4, уровень развития по шкале MACS – 4.

Девочка захватывает крупные предметы левой рукой. Правой рукой не берет предметы, не удерживает, если вложить в ладонь. Встает на высокие колени с помощью взрослого. Стоит у опоры с поддержкой за таз.

Специалист по мягким мануальным практикам установил, что у ребенка снижена подвижность в голеностопных, коленных, плечевых, лучезапястных суставах. Наблюдается асимметрия. Василисе рекомендовано выполнять суставную гимнастику.

Логопед-дефектолог в ходе консультации выявил, что Василиса произносит отдельные слова. Знает имена членов семьи. Отвечает на задаваемые вопросы «да» или «нет». Понимает обращенную речь, выполняет просьбы. Повторяет звуки. Знает буквы. Не читает.

Жует самостоятельно. Не может донести ложку до рта. Иногда поперхивается супом или напитками. Не пьет из кружки.

Рекомендовано вводить альтернативную дополнительную коммуникацию.

Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:

1. Требуется вертикализатор с учетом индивидуальных замеров и физических особенностей Василисы. Правильное позиционирование обеспечит симметричную позу, осевую нагрузку, укрепление мышц спины и нижних конечностей, правильную нагрузку и укрепление скелета профилактику вторичных нарушений, опорность на стопы.
2. Организовать позу сидя в системе для сидения с адаптивно изменяемыми параметрами. Требуется индивидуальная настройка.
3. Соблюдать режим использования ортопедической обуви: во время вертикализации в позе сидя, во время кормления.
4. Выполнять рекомендации специалистов в соответствии с выданными инструкциями по физической терапии, мягким мануальным практикам, речевой терапии.
5. Перечень рекомендуемых ТСР для соблюдения постурального режима (сохранение формы тела, выравнивание мышечного тонуса, замедление скорости развития имеющихся деформаций, стимулирование активной работы внутренних органов и систем, укрепление антигравитационной мускулатуры):

1) кресло-коляска комнатная;
2) кресло-коляска прогулочная;
3) вертикализатор с возможностью изолированного разведения ног;
4) костюм нейромышечной стимуляции для выравнивания мышечного тонуса тела и конечностей.

В рамках реализации плана действий, намеченных мультидисциплинарной комиссией, с Василисой были проведены два онлайн-занятия с логопедом-дефектологом. Была проведена следующая работа:

• на диагностику речевых возможностей ребенка (выявлено общее недоразвитие речи 1 уровня, речь имеет лепетную структуру, но со смысловой насыщенностью, т.е. ребенок произносит первый слог слова);
• по развитию тонкой моторики пальцев рук (массаж);
• над вызыванием звукоподражания с напеванием гласных У-У-У по отдельности для увеличения речевого дыхания и постепенного введения в двух-слоговую структуру слова;
• обогащение импрессивного (внутреннего) словарного запаса и представлений об окружающем мире;
• по удержанию активного внимания и увеличению объема движений пальцев рук за счет подбора и адаптации ТСР по индивидуальным параметрам;
• по выполнению просьб с помощью жестовой речи (указательный жест и протягивание руки до нужного предмета в поле зрения);
• по организации выбора из нескольких предметов;
• над увеличением активного внимания к собеседнику за счет подбора упражнений, которые в работе помогли ребенку воспринять и увеличить экспрессивную форму речи в игре;
• над наполнением сенсорных стимулов (глубокая чувствительность (мышечносуставная, вибрационная), тактильная, слуховая, зрительная);
• над увеличением количества слов в предложении (Мама, дай, Мама, на).

 Логопед-дефектолог сформулировал для Василисы следующие рекомендации:

1. Подбирать игры, на развитие активного взаимодействия со стороны ребенка,
например, игры с машинками, озвучивая их движения (ВУУУ), игры с мячем (БУХ).
2. Отработать напевы с гласными, далее с различными интонационной структурой
(например, качаем куклу «А-а-А»).
3. Стимулировать ребенка произносить то, что ему в данный момент необходимо и
озвучивать это прямыми открытыми слогами, например, в случае с просьбой о
мишке: «Хочешь МИ-ШУ?».
4. Стимулировать употреблять в речи слова «дай, еще».
5. В процессе общения с ребенком использовать предложения простые по кол-ву слов в нем.
6. Проводить пальчиковые игры (развитие тонкой моторики пальцев рук), например,
при манипуляции с мелкими предметами, такими как бобы, фасоль (пересыпание),
застегивание застежек и т.п.
7. В процессе игры использовать очередность с определенным действием, например, при
сборе любимой пирамидки или материалов по методике Монтессори (сначала
Василиса, затем тоже самое Мама, затем снова Василиса).
8. Комментировать свои действия и действия ребенка, отмечать местоимения и
акцентировать на них особенное внимание в речи (утрированно произносить),
(например, указательный жест от руки Василисы на нее и произносим «Я»).
9. Для планирования дня ребенка, а также его адаптации в бытовых условиях (сон,
кормление, активная деятельность, одевание на улицу и т.д.) потребуется постепенно
включить ВИЗУАЛЬНЫЙ календарь, для этого можно сфотографировать основной
режим дня ребенка, например, фото кровати означает СОН, фото ложки и тарелки –
ОБЕД, фотография ЦМТР – едем на реабилитацию, фотография бутылочки – ПИТЬ.

 Задачи на занятиях были полностью усвоены и проработаны в достаточной степени и по итогам логопед-дефектолог составил индивидуальные письменные (снабженные иллюстрациями) рекомендации по работе с Василисой.

 Также в процессе реализации плана действий маме Василисы был представлен подробный иллюстрированный алгоритм по выполнению суставной гимнастики. Гимнастика способствует поддержанию объема движения в голеностопных, коленных, тазобедренных суставах, облегчает движение конечностями и позволяет подготовить суставы к нагрузке нижних конечностей. Способствует естественному способу растяжения мышц нижних конечностей и поддержания объема движения в суставах. Также мама рекомендации по организации ночного постурального менеджмента.