Савелий
Савелий
Киров
Сейчас Савелию 5 лет. Он родился и живет с родителями в городе Кирове. У мальчика диагностирован
синдром Фримена Шелдона.

В рамках проекта «Маршрут здоровья особого ребенка» специалистами Центра медицинских технологий и реабилитации была организована дистанционная мультидисциплинарная комиссия. В консилиуме участвовали физический терапевт, специалист по мягким мануальным практикам, логопед-дефектолог.

 В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Савелия были выявлены следующие проблемы:

· индекс Реймерса 0% и 1%: требуется наблюдение в динамике;
· оценка по шкале GMFCS – 4. Мальчик может находиться в организованной позе сидя. Выполняет самостоятельно переходы из положения лежа на животе в положение лежа на спине переворачивается на живот из положения лежа на спине. Не сидит самостоятельно на стуле. Передвигается в ходунках (без опоры на ноги);
· оценка по шкале MACS – 4: объем движений в руках значительно снижен, захватывает крупные игрушки руками;
· оценка по шкале FIM – 23. Социально-бытовые навыки не сформированы.

Принимает пищу в позе лежа или сидя в стуле. Питается перетертой пищей, поперхивается кусками.

 Савелий ежедневно находится в организованной позе сидя в кресле от 3 до 4 часов. В организованной позе стоя – ежедневно по 30-40 минут в переднеопорном вертикализаторе без разведения ног. Поза лежа организована без помощи укладки.

 Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:

· консультация со специалистом по ИПРА. Необходимо назначение технических средств реабилитации, подходящих именно Савелию. Все ТСР должны быть с возможностью тонкой настройки под параметры ребенка и выполнять свою функцию. Необходим вертикализатор с возможностью разведения ног, кресло-коляска с динамической спинкой;
· занятия со специалистом по мягким мануальным практикам и суставная гимнастика;
· консультация по сенсорной интеграции.
· занятия с логопедом-дефектологом.

 В рамках реализации плана действий, намеченных мультидисциплинарной комиссией, с Савелием было проведено занятие с логопедом-дефектологом.

 В частности, было проведено детальное обследование, в ходе которого было установлено, что на данный момент у Савелия наблюдаются активные коммуникативные навыки в виде:

• выражения комфорта (гуление, визг, движение конечностей, изменение позы);
• выражение дискомфорта (движение головой – отворачивается, плач, бормотание,
• крик);
• проявляет интерес к другим людям (изменяет позу, напрягает тело, расслабляется, гуление, суетливость; наблюдает за человеком – на стадии становления);
• отворачивается, запрокидывает голову, бьет руками, отталкивает, отбрасывает, топает, пинает, отодвигается, хныканье, суетливость, крик;
• бьет руками, пинает, гуление, визг, суетливость; на стадии становления – смотрит на человека.

За время реабилитации была проведена работа над:

1. Диагностикой функциональности высших психических функций;
2. Обучением мамы комплекса упражнений, активизирующих зрительное внимание за счет использования решеток Леа и контурных черно-белых картинок, игрушками с подсветкой;
3. Обучением мамы комплекса упражнений, активизирующих слуховое внимания за счет использования в играх различных звуковысотных, различных по темпу и ритму упражнений;
4. Увеличением внимания и дыхания с помощью правильно организованной позы сидя;
5. Усовершенствованием коммуникативных способностей во время интенсивного взаимодействия с ребенком;
6. Увеличением познавательного тактильного интереса пальцев рук с помощью упражнений с различными сенсорными стимулами;
7. Развитием тонкой моторики пальцев рук;
8. Наполнением внутреннего лексикона ребенка с помощью простых инструкций (дай, на);
9. Обеспечением узнавания схемы собственного тела с помощью техник базальной стимуляции;
10. Обучением ближайшего окружения Савелия активному взаимодействию, а также организации упражнений, режимных моментов и др., учитывая индивидуальные
особенности ребенка.

На данный момент, в домашних условиях, рекомендовано реализовать альтернативные и дополнительные способы коммуникации для дальнейшего формирования внутренней речи и для активизации внешней, использовать методы активизирующие движения глаз,
познавательный интерес, ощущения собственного тела.

 Задачи на занятии были полностью усвоены и проработаны в достаточной степени и по итогам специалист составил индивидуальные письменные иллюстрированные рекомендации по работе с Савелием.

Также в ходе реализации плана действий специалист по физической терапии и мягким мануальным практикам рекомендовал ежедневно выполнять суставную гимнастику. Гимнастика способствует поддержанию объема движения в голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; облегчает движение конечностями и позволяет подготовить суставы к нагрузке нижних конечностей. Способствует естественному способу растяжения мышц нижних конечностей и поддержания объема движения в суставах, развитию осознания тела, восприятия собственной позы. Физический терапевт разработал индивидуальный курс суставной гимнастики для Савелия и провел обучающий семинар по технике выполнения упражнений с мамой ребенка. Мама получила подробный иллюстрированный план занятий суставной гимнастикой, а также рекомендации по организации ночного постурального менеджмента.