Мила
Новосибирск
Мила родилась и живет с родителями в Новосибирске. Сейчас девочке 5 лет. При рождении ребенку был установлен диагноз Spina bifida.
В рамках проекта «Маршрут здоровья особого ребенка» специалистами Центра медицинских технологий и реабилитации (ЦМТР) была организована дистанционная мультидисциплинарная комиссия. В консилиуме участвовали физический терапевт, специалист по мягким мануальным практикам, логопед-дефектолог.
В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Милы выявлены следующие проблемы:
• отсутствие организованной позы сидя/стоя в течении дня;
• поза не организована, ТСР отсутствуют;
• гипотонус крупных мышц нижних конечностей;
• миграция головок бедренных костей по индексу Реймерса – 20% на правой ноге, 25% – на левой ноге;
• при длительных прогулках используется детская трость-коляска.
Мила сидит на низком стульчике, корпус держит хорошо, спина округлая. При отсутствии организованной позы возможно ухудшение, а также развитие вторичных осложнений – изменение осанки, ухудшение ситуации с тазобедренными суставами, нарушение работы внутренних органов и систем.
Девочка самостоятельно стоит без опоры непродолжительный период времени, может стоять на одной ноге у опоры. Прогрессирует кифоз в грудном отделе. Наблюдаются крыловидные лопатки, плечи завернуты вперед. При отсутствии организованной позы возможно ухудшение осанки риск усугубления кифоза и возникновения клиновидных позвонков (сутулость).
Мила самостоятельно ходит без поддержки. Нет устойчивости и опоры на полную стопу. Слабость мышц нижних конечностей приводит к снижению баланса и раскачивающейся походке. Уменьшена амплитуда в голеностопных суставах. Отсутствует ортопедическая обувь с высоким голеностопом.
Во время онлайн-консультации физический терапевт реабилитационного центра ЦМТР установил, что уровень развития крупной моторики по шкале GMFCS у Милы – III:
• сидит на стуле со свободными руками для манипулирования предметами;
• Мила из положения сидя на стуле занимает положение стоя, отталкиваясь руками;
• самостоятельно ходит в помещении, проходит короткое расстояние и поднимается по лестнице при помощи взрослых; на большие расстояния Мила передвигается на детской коляске;
• положение сидя правильное;
• девочка может выполнять самостоятельно переходы из положения сидя в положение стоя с поддержкой.
На основании результатов консультации физический терапевт дал следующие рекомендации:
1. Организовать правильную позу сидя. Контроль положения сидя. В этой позе развивать равновесие сидя, перенос веса на ноги сидя, опорность на стопы.
2. Тренировать функции рук, включая опору на руки, что поможет удержать вес в процессе перехода из положения сидя в положение стоя, будет развивать равновесие.
3. Тренировать двигательные переходы: с пола на стул, из положения сидя в положение стоя возле опоры, чтобы Мила могла полноценно играть, вставать, дотягиваться до предметов.
4. Развивать силовые способности и выносливость при правильно организованной позе, чтобы Мила могла сама преодолевать собственный вес, а также внешнее сопротивление.
Самое важное – не допустить пребывания в опасных двигательных движениях, в неправильной позе сидя или стоя, что ухудшит состояние в будущем.
Специалистом по мягким мануальным практикам реабилитационного центра ЦМТР была собрана дополнительная информация по состоянию суставов и позвоночника. Из особенностей состояния: гипотонус крупных мышц верхних и нижних конечностей, снижена подвижность в голеностопных суставах.
Рекомендации специалиста по мягким мануальным практикам:
1. Выполнять пассивную, пассивно-активную суставную гимнастику. Суставная гимнастика положительно влияет не только на суставы, но и на силу мышц, особенно при пассивно-активных движениях, когда Мила участвует в движении и можно регулировать силу сопротивления.
2. Обратиться к ортопеду по поводу ортезов с шарнирами.
3. Сделать снимки ТБС через 6 месяцев.
В результате обследования логопедом-дефектологом реабилитационного центра ЦМТР была выявлена задержка речевого развития. Со слов мамы у Милы нарушено звукопроизношение. Пьет самостоятельно из чашки, жует твердую пищу. Понимание обращенной речи в полном объеме. Во время обследования Мила стеснялась и не говорила. Со слов мамы правильно держит ручку при организующей помощи взрослого.
Логопедом-дефектологом были даны следующие рекомендации:
1. Стимулирующий логопедический массаж мимической мускулатуры, шейно-воротниковой зоны и языка.
2. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
3. Логоритмические упражнения на развитие ритмической структуры речи (пропевание звуков, слогов под мелодию; отхлопывание, отстукивание ритма и т.д.).
Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:
1. Консультация со специалистом по ИПРА. Необходимо назначение технических средств реабилитации не просто «специальных», а адаптивных, подходящих именно Миле. Все ТСР должны быть с возможностью тонкой настройки под параметры ребенка и выполнять свою функцию – опора для стояния. Также необходимо назначение ортопедических средств – туторы с шарнирами, ортезы, обувь с индивидуальной стелькой и высоким голеностопом.
2. Занятия со специалистом по мягким мануальным практикам и суставная гимнастика.
3. Занятия с физическим терапевтом.
4. Занятия с логопедом-дефектологом.
В рамках реализации плана действий, намеченных мультидисциплинарной комиссией, с Милой было проведено занятие с логопедом-дефектологом. В процессе диагностики речевых возможностей ребенка было выявлены нарушения в виде искаженного звукопроизношения (физиологического) и поставлена цель: подготовка к постановке звуков позднего онтогенеза (Л, Р).
В онлайн-занятие были включены следующие задачи:
1. Закрепить навыки принятия правильной позы сидя для активизации внимания и увеличения целенаправленных движений.
2. Провести работу по диагностике речевых навыков ребенка, звукопроизношению.
3. Формировать мотивацию к общению, учебной деятельности.
4. Обучение мамы упражнениям активной артикуляторной гимнастики с целью увеличения двигательной деятельности артикуляторного аппарата.
5. Обучение и закрепление теоретических данных для мамы с целью осознания ближайших учебных целей.
6. Развитие кратковременной памяти, мышления и зрительного гнозиса.
7. Развитие длительного речевого выдоха.
8. Развитие тонкой моторики рук.
9. Развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи на занятии были полностью усвоены и проработаны в достаточной степени и по итогам специалист составил индивидуальные письменные рекомендации по работе с Милой.
Также в процессе реализации плана действий физический терапевт разработал индивидуальный курс суставной гимнастики для Милы и провел обучающий семинар по технике выполнения упражнений с мамой ребенка. Мама получила подробный иллюстрированный план занятий суставной гимнастикой, а также рекомендации по организации ночного постурального менеджмента.
В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Милы выявлены следующие проблемы:
• отсутствие организованной позы сидя/стоя в течении дня;
• поза не организована, ТСР отсутствуют;
• гипотонус крупных мышц нижних конечностей;
• миграция головок бедренных костей по индексу Реймерса – 20% на правой ноге, 25% – на левой ноге;
• при длительных прогулках используется детская трость-коляска.
Мила сидит на низком стульчике, корпус держит хорошо, спина округлая. При отсутствии организованной позы возможно ухудшение, а также развитие вторичных осложнений – изменение осанки, ухудшение ситуации с тазобедренными суставами, нарушение работы внутренних органов и систем.
Девочка самостоятельно стоит без опоры непродолжительный период времени, может стоять на одной ноге у опоры. Прогрессирует кифоз в грудном отделе. Наблюдаются крыловидные лопатки, плечи завернуты вперед. При отсутствии организованной позы возможно ухудшение осанки риск усугубления кифоза и возникновения клиновидных позвонков (сутулость).
Мила самостоятельно ходит без поддержки. Нет устойчивости и опоры на полную стопу. Слабость мышц нижних конечностей приводит к снижению баланса и раскачивающейся походке. Уменьшена амплитуда в голеностопных суставах. Отсутствует ортопедическая обувь с высоким голеностопом.
Во время онлайн-консультации физический терапевт реабилитационного центра ЦМТР установил, что уровень развития крупной моторики по шкале GMFCS у Милы – III:
• сидит на стуле со свободными руками для манипулирования предметами;
• Мила из положения сидя на стуле занимает положение стоя, отталкиваясь руками;
• самостоятельно ходит в помещении, проходит короткое расстояние и поднимается по лестнице при помощи взрослых; на большие расстояния Мила передвигается на детской коляске;
• положение сидя правильное;
• девочка может выполнять самостоятельно переходы из положения сидя в положение стоя с поддержкой.
На основании результатов консультации физический терапевт дал следующие рекомендации:
1. Организовать правильную позу сидя. Контроль положения сидя. В этой позе развивать равновесие сидя, перенос веса на ноги сидя, опорность на стопы.
2. Тренировать функции рук, включая опору на руки, что поможет удержать вес в процессе перехода из положения сидя в положение стоя, будет развивать равновесие.
3. Тренировать двигательные переходы: с пола на стул, из положения сидя в положение стоя возле опоры, чтобы Мила могла полноценно играть, вставать, дотягиваться до предметов.
4. Развивать силовые способности и выносливость при правильно организованной позе, чтобы Мила могла сама преодолевать собственный вес, а также внешнее сопротивление.
Самое важное – не допустить пребывания в опасных двигательных движениях, в неправильной позе сидя или стоя, что ухудшит состояние в будущем.
Специалистом по мягким мануальным практикам реабилитационного центра ЦМТР была собрана дополнительная информация по состоянию суставов и позвоночника. Из особенностей состояния: гипотонус крупных мышц верхних и нижних конечностей, снижена подвижность в голеностопных суставах.
Рекомендации специалиста по мягким мануальным практикам:
1. Выполнять пассивную, пассивно-активную суставную гимнастику. Суставная гимнастика положительно влияет не только на суставы, но и на силу мышц, особенно при пассивно-активных движениях, когда Мила участвует в движении и можно регулировать силу сопротивления.
2. Обратиться к ортопеду по поводу ортезов с шарнирами.
3. Сделать снимки ТБС через 6 месяцев.
В результате обследования логопедом-дефектологом реабилитационного центра ЦМТР была выявлена задержка речевого развития. Со слов мамы у Милы нарушено звукопроизношение. Пьет самостоятельно из чашки, жует твердую пищу. Понимание обращенной речи в полном объеме. Во время обследования Мила стеснялась и не говорила. Со слов мамы правильно держит ручку при организующей помощи взрослого.
Логопедом-дефектологом были даны следующие рекомендации:
1. Стимулирующий логопедический массаж мимической мускулатуры, шейно-воротниковой зоны и языка.
2. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
3. Логоритмические упражнения на развитие ритмической структуры речи (пропевание звуков, слогов под мелодию; отхлопывание, отстукивание ритма и т.д.).
Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:
1. Консультация со специалистом по ИПРА. Необходимо назначение технических средств реабилитации не просто «специальных», а адаптивных, подходящих именно Миле. Все ТСР должны быть с возможностью тонкой настройки под параметры ребенка и выполнять свою функцию – опора для стояния. Также необходимо назначение ортопедических средств – туторы с шарнирами, ортезы, обувь с индивидуальной стелькой и высоким голеностопом.
2. Занятия со специалистом по мягким мануальным практикам и суставная гимнастика.
3. Занятия с физическим терапевтом.
4. Занятия с логопедом-дефектологом.
В рамках реализации плана действий, намеченных мультидисциплинарной комиссией, с Милой было проведено занятие с логопедом-дефектологом. В процессе диагностики речевых возможностей ребенка было выявлены нарушения в виде искаженного звукопроизношения (физиологического) и поставлена цель: подготовка к постановке звуков позднего онтогенеза (Л, Р).
В онлайн-занятие были включены следующие задачи:
1. Закрепить навыки принятия правильной позы сидя для активизации внимания и увеличения целенаправленных движений.
2. Провести работу по диагностике речевых навыков ребенка, звукопроизношению.
3. Формировать мотивацию к общению, учебной деятельности.
4. Обучение мамы упражнениям активной артикуляторной гимнастики с целью увеличения двигательной деятельности артикуляторного аппарата.
5. Обучение и закрепление теоретических данных для мамы с целью осознания ближайших учебных целей.
6. Развитие кратковременной памяти, мышления и зрительного гнозиса.
7. Развитие длительного речевого выдоха.
8. Развитие тонкой моторики рук.
9. Развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи на занятии были полностью усвоены и проработаны в достаточной степени и по итогам специалист составил индивидуальные письменные рекомендации по работе с Милой.
Также в процессе реализации плана действий физический терапевт разработал индивидуальный курс суставной гимнастики для Милы и провел обучающий семинар по технике выполнения упражнений с мамой ребенка. Мама получила подробный иллюстрированный план занятий суставной гимнастикой, а также рекомендации по организации ночного постурального менеджмента.