Дарья
Волгоград
Дарья родилась и живет с родителями в Волгограде. Сейчас девочке 6 лет. У ребенка диагностированы ДЦП, спастическая диплегия.
В рамках проекта «Маршрут здоровья особого ребенка» специалистами Центра медицинских технологий и реабилитации была организована дистанционная мультидисциплинарная комиссия. В консилиуме участвовали физический терапевт, специалист по мягким мануальным практикам, логопед-дефектолог.
В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Даши выявлены следующие проблемы:
• уровень развития крупной моторики по шкале GMFCS – 4, девочка может находиться в организованной позе сидя;
• Даша удерживает голову постоянно. Раз в 2 месяца наблюдаются ухудшения в физическом состоянии, снижается тонус;
• уровень развития по шкале MACS – 4, объем движений в руках значительно снижен;
• захватывает и удерживает крупные продолговатые предметы руками;
• уровень шкалы функциональной независимости по шкале FIM – 42, социально-бытовые навыки не сформированы в соответствии с возрастом;
• принимает пищу в позе сидя, в коляске;
• пьет из трубочки;
• контролирует мочеиспускание и дефекацию, памперс не используется;
• в процессе переодевания помогает, протягивает ногу;
• вертикализатор отсутствует, стоит у опоры в ортопедических ботинках с
• поддержкой;
• опорность на стопы не развита, требуется наблюдение за тазобедренными суставами в динамике;
• не использует речь для общения;
• отвечает на вопросы «да», «нет»;
• общается с помощью мимики, языка тела, делает выбор из двух предметов;
• у девочки диагностирована дальнозоркость.
Даша самостоятельно не сидит. Находится в позе сидя на полу с вытянутыми вперед ногами с поддержкой родителя. Ежедневно находится в организованной позе сидя в кресле-коляске от 3 до 4 часов.
Поза стоя не организована.
Комфортно переносит позу лежа на спине и животе. Переворачивается со спины на живот.
Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:
1. Сделать снимок ТБС в июле 2021 года для предоставления с целью расчета индекса Реймерса и мониторинга состояния ТБС.
2. Настройка и адаптация по антропометрическим замерам опоры для сидения.
3. Организовать позу сидя во время всех основных занятий и видов деятельности: приема пищи, развивающих занятий, прогулки (не менее 5 часов в день).
4. Настройка и адаптация по антропометрическим замерам опоры для стояния.
5. Находиться в организованной позе стоя не менее 45 минут в день 7 дней в неделю, разбивать в течение дня.
6. Консультация со специалистом по ИПРА: необходимо назначение технических средств реабилитации, подходящих именно Дарье. Все ТСР должны быть с возможностью тонкой настройки под параметры ребенка и выполнять свою функцию.
7. Необходим вертикализатор с возможностью разведения ног, кресло-коляска с динамической спинкой.
8. Занятия со специалистом по мягким мануальным практикам и суставная гимнастика.
9. Занятия с логопедом-дефектологом.
10. Проведение артикуляционного массажа.
11. Введение альтернативной дополнительной коммуникации.
12. Проверить поля зрения для организации развивающих занятий.
В ходе онлайн-осмотра и беседы с мамой у Даши выявлены следующие проблемы:
• уровень развития крупной моторики по шкале GMFCS – 4, девочка может находиться в организованной позе сидя;
• Даша удерживает голову постоянно. Раз в 2 месяца наблюдаются ухудшения в физическом состоянии, снижается тонус;
• уровень развития по шкале MACS – 4, объем движений в руках значительно снижен;
• захватывает и удерживает крупные продолговатые предметы руками;
• уровень шкалы функциональной независимости по шкале FIM – 42, социально-бытовые навыки не сформированы в соответствии с возрастом;
• принимает пищу в позе сидя, в коляске;
• пьет из трубочки;
• контролирует мочеиспускание и дефекацию, памперс не используется;
• в процессе переодевания помогает, протягивает ногу;
• вертикализатор отсутствует, стоит у опоры в ортопедических ботинках с
• поддержкой;
• опорность на стопы не развита, требуется наблюдение за тазобедренными суставами в динамике;
• не использует речь для общения;
• отвечает на вопросы «да», «нет»;
• общается с помощью мимики, языка тела, делает выбор из двух предметов;
• у девочки диагностирована дальнозоркость.
Даша самостоятельно не сидит. Находится в позе сидя на полу с вытянутыми вперед ногами с поддержкой родителя. Ежедневно находится в организованной позе сидя в кресле-коляске от 3 до 4 часов.
Поза стоя не организована.
Комфортно переносит позу лежа на спине и животе. Переворачивается со спины на живот.
Участниками консилиума был рекомендован следующий план действий:
1. Сделать снимок ТБС в июле 2021 года для предоставления с целью расчета индекса Реймерса и мониторинга состояния ТБС.
2. Настройка и адаптация по антропометрическим замерам опоры для сидения.
3. Организовать позу сидя во время всех основных занятий и видов деятельности: приема пищи, развивающих занятий, прогулки (не менее 5 часов в день).
4. Настройка и адаптация по антропометрическим замерам опоры для стояния.
5. Находиться в организованной позе стоя не менее 45 минут в день 7 дней в неделю, разбивать в течение дня.
6. Консультация со специалистом по ИПРА: необходимо назначение технических средств реабилитации, подходящих именно Дарье. Все ТСР должны быть с возможностью тонкой настройки под параметры ребенка и выполнять свою функцию.
7. Необходим вертикализатор с возможностью разведения ног, кресло-коляска с динамической спинкой.
8. Занятия со специалистом по мягким мануальным практикам и суставная гимнастика.
9. Занятия с логопедом-дефектологом.
10. Проведение артикуляционного массажа.
11. Введение альтернативной дополнительной коммуникации.
12. Проверить поля зрения для организации развивающих занятий.