1 2 3 4 5 6 7

7. Консультация логопеда - дефектолога

7

Консультация логопеда - дефектолога

Консультация логопеда - дефектолога

Консультация логопеда - дефектолога

В комплексе реабилитационных мероприятий детей со сложными неврологическими заболеваниями особое место занимает логопедическая коррекция. Речевая патология может быть как сопутствующей основному заболеванию, так и изолированной, характерной для детей конкретного возраста. Сейчас, в условиях пандемии, родители особенных детей сталкиваются с проблемой регулярных занятий с логопедами, а без постоянной логопедической коррекции таким детям не обойтись.

Понимая всю сложность нынешней ситуации, благотворительная организация «Ты ему нужен» совместно с логопедом-дефектологом Центра медицинских технологий и реабилитации (ЦМТР) Майей Константиновной Сидоровой организовали и провели вебинар для родителей, в котором ответили на многие вопросы родителей детей с ОВЗ и речевой задержкой.
В вебинаре представлена подробная информация, как выстроить индивидуальную непрерывную программу логопедических занятий дома, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Вебинар можно послушать в любое удобное для вас время, а в данной статье мы структурировали информацию по данной теме:

Плюсы и минусы онлайн-занятий

Стремительное развитие цифровых технологий не обошло стороной и реабилитационные занятия с логопедом: все чащи они организуются в онлайн-формате. Как и все новое, это может вызывать тревогу, страх и недоверие.


 К несомненным достоинствам логопедическим занятиям, проводимым в онлайн-режиме, относится:

• отсутствие транспортной доступности;
• возможность для родителей планировать удобное время занятий и их продолжительность;
• более активное участие родителей в занятиях, возможность проводить их ежедневно;
• равные возможности для детей, независимо от того, где они живут, и материальной обеспеченности семьи;
• комфортные условия для самовыражения ребенка.

 К минусам онлайн-занятий следует отнести:

• отсутствие живого общения между ребенком и педагогом: для многих детей очень важны тактильные ощущения;
• необходимость иметь качественное интернет-оборудование;
• значительная часть работы выполняется родителями.

Как проходят онлайн-занятия с логопедом?
Онлайн-занятия не слишком отличаются от традиционной формы общения с логопедом:

• на протяжении всего занятия логопед беседует с мамой, наблюдает за общением мамы и ребенка, отвечает на вопросы;
• совместно заполняется матрица коммуникации;
• обсуждаются результаты диагностики, выясняются запросы родителей и составляется план работы;
• проводятся игры, специальные упражнения для развития речи и других познавательных функций ребенка;
• обучение родителей основам логопедического массажа и артикуляционной гимнастики: по опыту работы, все родители достаточно быстро усваивают и успешно проводят элементы логопедического массажа;
• логопед подбирает и адаптирует дополнительные способы коммуникации, если у ребенка нет речи;
• обсуждается адаптация домашней среды в соответствии с коммуникативными потребностями ребенка.

Речь как основа коммуникации
Работа логопеда направлена на развитие коммуникативных функций ребенка.

Речь – это высшая психическая функция, вершина коммуникации. До появления первых слов ребенок должен овладеть многими навыками: внимание, умение слушать, подражать, соблюдать очередность, играть. Ребенок должен уметь делать жесты, смотреть в лицо собеседнику, принимать приглашение от взрослого поиграть или пообщаться. Все эти навыки между собой очень тесно связаны.

Нормотипичные дети проходят этапы освоения этих навыков в процессе своего развития и редко нуждаются в дополнительной помощи специалистов.
В формировании этих же навыков ребенку с задержкой коммуникативных и речевых функций требуется значительная помощь со стороны профильного специалиста и непрерывная работа родителей.

Поэтому родителем таких детей важно знать, какие навыки необходимо прорабатывать, чтобы достичь высшей ступени коммуникативной пирамиды - умению говорить и общаться.

В период первого года жизни у ребенка формируется очень важный коммуникативный навык: внимание.

Уже в первые месяцы жизни у ребенка появляется ориентировочный рефлекс, который называется «Что такое?». Он дает возможность малышу выделять предметы, их признаки на основе познавательного интереса к ним.

После шести месяцев рефлекс «Что такое?» преобразуется в рефлекс «Что с этим можно сделать?». Ребенок фиксирует не только сам предмет, но и действия с ним. Это ведет к бурному развитию исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир.

К концу первого года жизни на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания. Ребенок действует одновременно с двумя предметами, например, складывает игрушки в коробку. В это время развитие внимание происходит параллельно при освоении ходьбы и предметной деятельности. Перемещение в пространстве позволяет малышу самому выбирать объект, на который ему хочется направить внимание. Обычно первые шаги и первые слова совпадают во времени. Ребенок может выполнить несложные инструкции, например: «Дай мячик».

Важно! Если к году ребенок еще не сидит самостоятельно, его нужно сажать в правильную позу. Если ребенок постоянно лежит, он видит очень мало, а сидя он может оглядеться, до чего-то дотянуться. А если малыш стоит, например, в вертикализаторе и может перемещаться в помещении, то он еще больше всего увидит, тем самым развивая свое внимание.

Итак, для развития внимания необходима двигательная активность. Ели она ограничена, ее нужно развивать при помощи технических средств реабилитации. Также для развития внимания с ребенком нужно часто и эмоционально общаться.

Функция слухового анализатора формируется у ребенка гораздо раньше, чем речедвигательного аппарата. Прежде чем звуки появятся в речи, они должны быть дифференцированы на слух.

Для развития слушания ребенку нужно организовать насыщенную звуковую среду. Все это необходимо делать, даже если ребенок не понимает обращенную речь.



Очередность и подражание 

Эти навыки формируются, когда мама копирует действия и звуки малыша, а затем ребенок начинает повторять за мамой. Это умение перерастает в способность соблюдать очередность в разговоре. К концу первого года жизни ребенок становится способен намеренно воспроизвести образец, например, жест «до свидания».
Изначально ребенок не понимает значение жестов, их смысл доносит до него взрослый.
Позже ребенок начнет самостоятельно выбирать подходящий жест, что означает проявление инициативы и начало социального взаимодействия.


Игровая деятельность

Начинает развиваться, когда ребенок получает удовольствие от звуков. Сначала действия носят манипуляторный характер: малыш действует так, как ему позволяют неумелые ручки. Затем ребенок самостоятельно или с помощью взрослых обнаруживает в игрушке отдельные свойства: машинка катится, погремушка звучит. Дети усваивают действия с разными предметами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим: в большой вкладывают маленький, одной игрушкой ударяют по другой.


Понимание

Начинается после трех месяцев, когда ребенок прислушивается к голосу, реагирует на и интонацию, узнает знакомые голоса.

После шести месяцев малыш понимает отдельные несложные инструкции, выполняет простые просьбы: «Открывай ротик», «Поцелуй маму», «Где папа», «Дай ручку». К году ребенок понимает названия большинства окружающих его предметов.

Для того, чтобы развивать понимание речи, ребенку нужно рассказывать обо всем, что происходит вокруг.



Жесты

Следует понимать в широком смысле – это язык тела. Сначала малыш сообщает о дискомфорте с помощью крика и напряженных движений тела. Улыбкой, визгом и суетливыми движениями ребенок сигнализирует о своей радости.

И когда мама понимает эти сигналы, начинается диалог.



Речь

Начинает формироваться, когда малыш издает первые звуки. Затем ребенок начинает произносить отдельные слова, фразы и предложения.

 Итак, прежде чем ребенок заговорит, он должен овладеть множеством умений.



Оценка уровня коммуникации ребенка

Для оценки уровня коммуникации ребенка используется Матрица коммуникации
Этот инструмент поможет родителям и специалистам определить коммуникативный навык ребенка, оценить его прогресс, понять уникальные потребности. Матрица поможет лучше понимать ребенка и использовать альтернативные формы общения.

 

Для работы с матрицей коммуникации нужно:

• перейти на сайт https://communicationmatrix.org
• выбрать язык;
• зарегистрироваться (потребуется адрес электронной почты и пароль);
• нажать «Начать новую оценку»;
• заполнить анкету и ответить на вопросы.
• совет: матрицу на ребенка нужно заполнять регулярно каждые 3-4 месяца и отслеживать темпы развития;
• в итоге вы получите результат в виде матрицы, на которой будет видно, на каком уровне находится ваш ребенок в настоящий момент и над какими навыками необходимо работать.

  Также можно увидеть не только матрицу, но и открыть список всех навыков с подробной расшифровкой.

Альтернативная и дополнительная коммуникация
Не все дети способны использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, у других речь недостаточно развита. Таким детям необходимы альтернативные способы коммуникации, дополняющие или замещающие речь.

  Альтернативная коммуникация – это различные средства, системы и способы, замещающие речь.

  Дополнительная коммуникация – это различные средства и системы коммуникации, дополняющие, поддерживающие и развивающие речь.

  Если ребенок не может общаться, не может выразить отказ или согласие, не может сообщить, что ему что-то нравится, то это будет влиять на все его развитие. У ребенка снизится способность к регуляции эмоций, у него разовьется тревожность, фрустрация, отчаяние, депрессия, страх, пассивность и беспомощность.

  Альтернативная и дополнительная коммуникация необходима детям и взрослым:

• с двигательными нарушениями;
• с интеллектуальными нарушениями;
• с аутизмом;
• с нарушениями речи;
• с нарушениями слуха.

  Специалисты выделяют следующие виды альтернативной и дополнительной коммуникации:

1. Графические символы:
• фотографии;
• чертежи;
• рисунки предметов;
• пиктограммы;
• изображения жестов;
• слова;
• части слов;
• буквы.
2. Мануальные знаки (жесты).
3. Пространственно-осязаемые символы
• части и целые предметы;
• связанные предметы;
• миниатюры;
• объемные знаки;
• текстуры или формы;
• шрифт Брайля.
4. Коммуникативные вспомогательные устройства:
• кнопки (ребенок нажимает на определенную кнопку, когда ему что-то не нравится или он хочет другую игру);

• коммуникаторы.


Альтернативная и дополнительная коммуникация может улучшить качество жизни, дать возможность обучаться, повысить контроль над собственной жизнью, улучшить эмоциональное состояние.

Примеры онлайн – занятий с логопедом-дефектологом:




 

Онлайн-занятия с логопедом дефектологом входят в наш проект длительного сопровождения и онлайн реабилитации МАРШРУТ ЗДОРОВЬЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА ONLINE

Подробнее про проект можно почитать здесь: https://reabil24.ru/proekt/